Уважаемые товарищи! Обычно я не пишу комментов на каких-либо сайтах и страницах и уж тем более не пишу кинорецензий.
Однако, недавно у меня произошел диалог с одним моим родственником (по взглядам либерал-западник), в котором я порекомендовал ему посмотреть "Осаду Жадовиля" как годный фильм о Холодной войне, а он мне в ответ порекомендовал ...эстонский фильм "1944"!
Сразу сообразив, откуда ветер дует, я заявил ему: "смотреть фильм про эстонских СС-овцев не буду!"
Однако, такой подход был слишком поспешным, поскольку фильм уже сформировал у моего родственника некие представления обо всей этой истории, несомненно ложные, и я счел необходимым донести до него иную точку зрения.
Кроме того, оказалось, что "1944" - самый кассовый в Эстонии фильм уходящего года, а значит число посмотревших и принявших его за "чистую монету" будет значительным даже в РФ и РБ.
И вот поэтому, я таки решился посмотреть "крутое эстонское кино" и написать на него рецензию. Как для моего родственника, так и для всех желающих.
1. Первый диалог фильма, который задает тон всему последующему действу.
Один СС-овец спрашивает у другого:
"- что с ними стало?
- отправили в Сибирь."
2. Атака РККА на позиции СС-овцев показана в стиле фашистских мемуаров: «Я стрелял-стрелял, косил русских, а они всё не кончались. В конце концов у меня кончились патроны…».
Ни один условный «советский солдат» не выстрелил в сторону врага или хотя бы в воздух, а Т-34-85 даны пехоте, очевидно, только чтобы эффектно сгореть от очередного «Фаустпатрона». Их задача в данном кино красиво и, главное, массово гибнуть от пуль и снарядов «доблестных» эстонских СС-овцев с «отцом-командиром» во главе. И вообще, именно такие сюжеты призваны демонстрировать атаку «человеческой волной» и «заваливание мясом».
Характер этого сюжета должен польстить «героизму» эстонских ветеранов СС.
Авторы фильма понятия не имеют (и не хотят иметь), что такое атака РККА, и как она выглядит.
3. Вот расстрел советских солдат, сдающихся в плен, выглядит вполне по-СС овски. Странно только, что происходит это летом 1944го, когда сдаваться в плен проигрывающей стороне, да ещё СС-овцам было крайним идиотизмом! СС-овцы часто пытали красноармейцев просто ради интереса, и в строевых частях прекрасно знали об этом, поскольку встречали изувеченные трупы советских солдат на захваченных немецких позициях.
4. Инцидент с «Хайль-Гитлером», когда эстонский СС-овец отказался зиговать(!) - откровенная лажа, такого в эстонских СС быть не могло, ибо это уставная форма приветствия. А заодно попытка идеологически «обелить» эстонские СС «отвязав» их от «немецких СС», дескать эстонские СС – это вообще какие-то другие СС и сражались сами по себе. При этом 5ю минутами ранее нам демонстрировали «боевое братство» СС. Солдат 20-й гренадерской дивизии СС (1й эстонской) знакомился с солдатом добровольческой танково-гренадерской дивизии СС «Нордланд» (что он там конкретно делал - загадка). Но главное: в 1й эстонской дивизии СС: «в соответствии с уставом войск СС комплектование производилось на добровольной основе, причём желающие служить в этом подразделении должны были по здоровью и идейным соображениям соответствовать требованиям войск СС». Про насмешки над торжественно врученным портретом фюрера – искусственно выдуманная хрень.
5. Эпизод с пропагандой и убийством солдата СС при этом противоречит логике и здравому смыслу:
а.) СС-овцев склонять к сдаче в плен было глупо - их в плен не брали, поэтому такая штука, как пропаганда перед позициями СС, выглядит совсем «упорото».
б.) Если уж взялись склонять к сдаче в плен, то едва ли кто-то станет стрелять, сводя на нет труды работников идеологического фронта (за такую самодеятельность и под трибунал угодить недолго).
в.) авторы фильма под кальку скопировали немецкий текст и вложили его в уста советских пропагандистов, не удосужившись узнать, что же наши транслировали немцам в таких случаях.
6. Сцена с налетом Ил-2 и охотой за одиноко стоящей девочкой, очевидно, должна показать зрителю какие «кровавые варвары» эти русские (ну да, на Ил-2 летают приговоренные Сталиным к смерти зеки, кажется так Геббельс говорил…). Это ж надо быть просто маньяком, чтобы расстреливать именно девочку, а не военные автомобили на дороге или бегущих в лес СС-овцев. При этом всякий, кто в реальной жизни или хотя бы в авиасимуляторе пытался штурмовать на двухместном Ил-2 скажет - это летающее бревно, с посредственным обзором из кабины. Сквозь толстые бронестекла непросто отыскать цель вроде отдельного грузовика или танка, да ещё разметка прицела и броня со всех сторон усложняют дело. Вероятность поражения одиночных и групповых целей (авто- и бронетехника) на Ил-2 известна - её не раз проверяли и в бою и в полигонных условиях - это считанные проценты. Не зря, при заходе на цель, прицеливался комэск, а остальные за ним действовали по принципу "делай как я": стреляли, бросали бомбы и пускали РС одновременно с ведущим "по площади". О том, чтобы увидеть и попытаться поразить отдельно стоящего человека речь даже не идет. Опять ложь создателей "фильма".
7. В первой части фильма практически не показаны собственно работодатели эстонских СС – немцы. А жаль, ведь эстонцев, вопреки заявлениям в сцене с «Хайль-Гитлером», немцы тоже считали вторым сортом. Таким образом, создатели этого кино сознательно обошли острые углы нацистской идеологии.
8. Претензия какого-то хрена в звании капитана пехоты (СМЕРШ?), приехавшего ни много ни мало на Мерседесе(!) другому капитану, который вел бой против СС-овцев, логична. СС-овцы конечно же подлежат уничтожению. Непонятно зачем это требуется объяснять военнослужащим 8-го Эстонского стрелкового корпуса?! Это и так аксиома. У солдат РККА эстонской национальности не было ни малейших сомнений в необходимости уничтожать служащих Ваффен-СС эстонской национальности. Потому что эти «другие» эстонцы – коллаборционисты и каратели. Хочу напомнить, что Эстонская дивизия СС формировалась добровольно и из наиболее боеспособных полицейских частей, совершивших множество военных преступлений в т.ч. на территории БССР. Кстати 8-й Эстонский стрелковый корпус РККА формировался тоже в основном из добровольцев и не испытывал проблем с мотивацией л/с: Личный состав корпуса был укомплектован бывшими офицерами эстонской армии, жителями Эстонской ССР, а также эстонцами, проживавшими в СССР до 1940 года, советскими партийными работниками, эвакуировавшимися в начале войны вглубь Советского Союза и служащими истребительных батальонов, сформированных летом 1941 года из добровольцев-жителей Эстонии. В составе корпуса около 80 % составляли этнические эстонцы, 20 % — русские, украинцы, белорусы, евреи и др.
9. Почему надо непременно «закопать трупы, чтобы избежать встречи с НКВД» совершенно не ясно, где здесь логика? И да, при наступлении армии строевые части такого рода похоронами просто не занимались – не было ни сил, ни времени.
10. При вступлении в Таллин, да и вообще по фильму советские солдаты, в мятой, мешковатой одежде, грязные и чумазые в контрасте с чистенькими и аккуратными СС-овцами. Понятно, что на войне такое бывает, но не всегда же. СС-овцы торчащие недели в окопах под обстрелом не могут выглядеть лучше атакующих их солдат РККА. Так не бывает.
11. Во время наступления эстонских бойцов РККА на какой-то хутор произносится такая фраза, что Балтийский флот, пардон, «чешет яйца в Кронштадте», хотя это грубое искажение исторических фактов. При подготовке Таллинской операции флот обеспечивал перегруппировку войск 2-й ударной армии с нарвского на тартуский участок фронта, в ходе операции высаживал тактические десанты при освобождении материковой Эстонии в гавани и порты на побережье и на острова Финского залива. Так 21—24 сентября Балтийский флот высадил десанты в бухтах Кунда, Локса, в Таллин, овладел островом Найссаар (северо-западнее Таллина) и Палдиски. Силы флота также препятствовали эвакуации вражеских войск морем. В Моонзундской десантной операции на острова Моонзундского архипелага высажены 2 стрелковых корпуса 8-й армии и бригада морской пехоты общей численностью более 60 тысяч человек.
12. Финальный эпизод фильма, где СМЕРШевец(?) приказывает расстрелять группу эстонских подростков, вызывает недоумение: почему авторы фильма решили, что сотрудник особого отдела имеет право отдавать такого рода приказы? Сотрудники СМЕРШ не имели каких-либо прав приговорить кого-либо к тюремному заключению или расстрелу, так как не являлись судебными органами. Сотрудник СМЕРШ не мог лично расстрелять этих пацанов на месте, у него полномочий нет. Порядок действий в данном конкретном случае однозначен: «задержание до выяснения». Потом в детдом или домой к родителям, если они были живы. Если «они же дети» виновны в преступлениях – то в МЛС. Некоторые из зрителей пишут, что вот, мол, русский снайпер в конце фильма – положительный герой потому, что он СМЕРШевца застрелил, спас «детишек». Однако ничего положительного нет, мало того, что эпизод высосан из пальца, так ещё и показывает, что советский солдат убил представителя «кровавого сталинского режима», и "хороший" он только потому, что выступил против советской власти.
13. В конце фильма надпись – «посвящается всем, кто боролся и погиб за свободу». Так кто же боролся за свободу, СС-овцы или бойцы Красной армии? Исходя из того, что годы в составе СССР эстонцы считают подневольными, то, похоже, по мнению авторов фильма как раз СС-овцы сражались за свободу.
Итоги и выводы.
Из плюсов:
В фильме мало нудятины, мало откровенно провисающих сцен. Техника и форма достаточно аутентичны, особых претензий нет. Работа оператора хорошая. Присутствует даже некий драматизм и внешняя правдоподобность.
Из минусов:
Не удалось передать логику и психологию Второй Мировой/Великой Отечественной войны.
Весь фильм создан на основе современных западных идеологических и исторических штампов и ничего интересного в своем сюжете предложить не может.
Так, совето- и русофобией пропитан почти каждый эпизод. Она заложена в сюжет фильма и проходит красной линией до самого финала. СС-овцы выставлены с положительной стороны, а СССР с отрицательной (доносы, расстрелы, раскулачивания, ГУЛАГ и пр.).
В этом кино РККА – детоубийцы, палачи, грабители, садисты, грязная пьянь и просто небритые варвары.
Кроме того в фильме четко прослеживается вектор на реабилитацию и обеление SS.
В этом кино SS – защитники западных ценностей, аккуратно выбритые в подогнанной форме, обороняющие Эстонию от «красной орды», их кормят местные, детишек на руки отдают и т.д.
Авторы фильма декларировали намерение показать Вторую Мировую войну глазами эстонцев с обеих сторон. Однако вместо подлинно исторического кино с попыткой объективного рассмотрения сложной ситуации в Эстонии 1944года, получилась бестолковая пропагандистская лента в современном политическом контексте.
И вместо декларируемой цели, фильм преследует иную: обеление нацистов, которое вкупе с русофобией должно как минимум приравнять в умах зрителей СС и РККА.
Хотя, признаться, трудно было ожидать от эстонского кинематографа чего-то иного.
Вывод: фильм состоит из лжи и искаженной исторической действительности, и является орудием антирусской пропаганды. Ввиду внешней правдоподобности фильм доносит до зрителя лживые посылы. Исторически неподкованным людям к просмотру очень не рекомендуется. Особенно не рекомендуется смотреть молодым людям до 25 лет, если они как минимум не студенты исторического факультета.
Просьба не судить творение слишком строго, ибо рецензия моя не литературное произведение, а скорее военно-историческое осмысление и критика увиденного.