Продолжаем знакомство с переделанной линейкой Черчиллей.
Сегодня в меню: инженерные машины на шасси Churchill Mk.III и Mk.IV
Штурмовой танк Churchill Mk.III AVRE
Прежде, чем мы пойдем дальше - ARVE - Armoured Vehicle Royal Engineers - Бронемашина королевских инженеров.
К высадке в Нормандии англичане подошли куда более ответственно, чем к Дьеппскому рейду.
К этому времени уже была готова модификация Mk.VII, закованная в шесть дюймов (152 мм) стальной брони, но в строю еще находились сотни абсолютно исправных машин предыдущих выпусков. Часть модернизировали до уровня Mk.VII путем замены башни и установки дополнительной брони (Mk.IX, Mk.X, Mk.XI), часть же переделали в инженерные машины.
Конкретно эта модификация оснащена 11-дюймовым (290мм) бомбометом, предназначенным для уничтожения укреплений.
За бортом вынужденно остались машины с фашинами, укладчики матов для слабых грунтов, все это нереализуемо и/или бесполезно на движке Блица.
Штурмовой танк Churchill Mk.IV AVRE
Та же машина, но на шасси Mk.IV с его литой башней.
Штурмовой танк Churchill Mk.IV AVRE с тралом CIRD
CIRD - Canadian Indestructible Roller Device - Канадское неразрушимое катковое устройство.
Вариант Mk.IV с 290-мм бомбометом и катковым тралом. Убедительных сведений о боевом применении я не встречал.
Штурмовой танк Churchill Ardeer Aggie
Тут придется ввести некоторое художественное преувеличение.
Как в разных странах решали вопрос борьбы с вражескими укреплениями и оборонительными позициями.
- СССР: а давайте установим в танк 152-мм гаубицу?
- США: а давайте установим в танк 105-мм гаубицу?
- Германия: а давайте установим 105-мм гаубицу на шасси Штуга?
- Великобритания: а давайте воткнем в танк девять-с-половиной-дюймовое (241 мм) безоткатное орудие? А давайте, и чтобы еще при выстреле из заднего среза орудия выбрасывался противовес в виде мешка с песком!
*звуки чаепития
Конец художественного преувеличения.
Машина предполагалась как замена AVRE с 290-мм бомбометом, но реально удалось добиться лишь большей дальности стрельбы. Поражающая способность оказалась хуже (несмотря на вдвое больший заряд, 54 фунта/24 кг против 28 фунтов/12.7 кг), размещение в танке противовесов резко ограничивало и без того скромный боекомплект, заряжание противовесов усложняло работу заряжающего, отстрел противовеса (и сама реактивная струя) были опасны для окружающей пехоты, структурная целостность башни оказывалась под угрозой, а углы возвышения орудия были явно меньше, чем у бомбометных AVRE.
В целом, проект вышел неудачным (внезапно, правда?), был изготовлен один образец (и один прототип безоткатного орудия калибром 10", 254 мм на лафете шестифунтовой пушки), в боевых действиях не участвовал и, скорее всего, был разрезан на металл.
Тяжелый пехотный танк Churchill Mk.IV с тралом Bullshorn
Вариант Mk.IV с тралом-плугом Bullshorn, хотя еще в ходе боёв во Франции в 1940 году англичане убедились, что тралы такого типа неэффективны на слабых и тяжёлых грунтах.
Есть сведения, что машины этого типа участвовали в боях в Нормандии.
Тяжелая БРЭМ Churchill ARV Mk.I и Mk.II
ARV - Armoured Recovery Vehicle - бронированная эвакуационная машина.
БРЭМ на шасси Черчилля. Пошла в серию с начала 1942. Вариант Mk.I оснащался краном грузоподъемностью 7,5 т, вариант Mk.II - кранами на 7,5 и 15 тонн, а та же имитацией башни с орудием, которая так же служила убежищем для экипажа эвакуируемой машины.
В следующем выпуске - надеюсь, Mk.VII и машины на его базе.
Геометрия, текстуры и экспорт - Lynne