Сегодняшний выпуск - тоже отставший пятничный. Сегодня - средний танк тип 89
Пятиминутка исторической справки.
Разработка собственных японских танков началась в июне 1925 с машины под неповоротливым названием "экспериментальный танк №1", позже получивший обозначение Тип 87. Проект был завершён к маю 1926, а в феврале 1927 года первый "восемьдесят седьмой" вышел на испытания.
Тяжёлая и при этом слабо защищённая машина (формально - средний танк) не впечатлила японский Генеральный Штаб, который выкатил требования на новый средний танк, который начали создавать с оглядкой на купленный в Великобритании средний Vickers Medium Mk.C.
Чёткого разделения между вариантами "восемьдесят девятого" не существует, оно плывёт от источника к источнику. Я принял следующий вариант:
Средний танк тип 89 "I-Go" модель A, они же Тип 89А "Kou" - машины первых серий, с бензиновым двигателем мощностью 115 л.с. (часть источников указывают мощность в 105 или 108 л.с.), ломаным лобовым листом корпуса, левым расположением механика-водителя и конической башней с пулемётом строго в корме.
Средний танк тип 89 "I-Go" модель B раннего выпуска, они же Тип 89B "Otsu" - со спрямлённым лобовым листом корпуса, дизельным двигателем мощностью 120 л.с. и башней с пулемётов в выраженной кормовой нишей.
Средний танк тип 89 "I-Go" модель B позднего выпуска - с правым расположением механика-водителя, новыми экранами на ходовой чаcти и пушкой тип 97 вместо тип 90, но того же самого калибра 57мм. Русскоязычная Википедия упоминает "новый дизель" мощностью в 160 л.с. для поздних "Оцу", японская Википедия и англоязычные источники о таком двигателе и не слышали.
Бонус: тяжелый танк Тип 95 "Ro-Go"
Как я уже упоминал, тяжёлый и слабо защищённый Тип 87 не впечатлил Генштаб. Японские конструкторы, не желая отказываться от многобашенной схемы, создали такой же многобашенный Тип 91, получивший более лёгкую и прочную стальную броню (вместо железной на Тип 87), но сохранивший параллелограмную подвеску со множеством маленьких опорных каточков, 57мм пушку тип 90 и две пулемётных башни.
Машину признали неудачной, но выводы из испытаний сделали.
В конце концов, опираясь на опыт полученный при создании среднего Тип 89 и тяжёлого тип 91, японцы создали тяжёлый Тип 95.
(и здесь я просто обязан процитировать описание с Tanks Encyclopedia, в вольном переводе)
Как легендарные самураи древней Японии, Тип 95 шёл в бой с тремя клинками. Катана, 70мм пушка тип 94 в главной башне. Вакидзаси, 37мм пушка тип 94, установленная в передней башне. И, наконец, танто, 6,5мм пулемёт в кормовой башне.
(конец цитаты в вольном переводе)
Изготовлено было четыре образца, но тяжёлые машины плохо подходили японской танковой доктрине, к тому же и до японцев начала доходить мысль, что многобашенные схемы - тупиковый путь.
Русскоязычные источники утвержают, что "девяносто пятые" воевали в Китае, англоязычные это отрицают.
Дополнительный комментарий: "I-Go" в японской записи - イ号 - и состоит из каны イ, которую в ирохе вполне можно воспринимать как число 1 и кандзи 号 - то есть "номер", "число". "I-Go" - "первый". Просто "первый", не "тип 1", не "средний первый". "Ro-Go", соответственно, "второй".
"Восемьдесят девятые" порой упоминаются под обозначением "Chi-Ro", то есть "средний второй", но это послевоенная придумка западных историков. Для контекста, есть ещё и "Chi-I" - "средний первый" - это такая же придумка для Тип 87.
Геометрия, текстуры и экспорт - Lynne
PS: да, в линейке нет ни Тип 87, ни Тип 91, на них сверху не поступило заказа. Я их очень понемногу пилю в инициативном порядке, но ждать их в сколь-нибудь обозримом будущем не стоит.
PPS: до какого-то момента в процессе создания средние японцы шли под обозначениями Тип 89А "Kou" и Тип 89B "Otsu", но "I-Go" всё-таки правильнее, тем более, что "Ко" и "Оцу" - всего лишь обозначения моделей танка, а не самого танка.