Танк Carro Armato M15/42
Появившийся в конце 1942 г. М 15/42 создавался как улучшенная модификация М 13/40 . Были сохранены все те же схема компоновки, бронирование и ходовая часть, но основным вооружением стала улучшенная 47-мм (1,85-дм) пушка с большей начальной скоростью снаряда, а двигатель был заменен на более мощный бензиновый. Бронирование усилили, но недостаточно, чтобы сравняться с танками других армий. И снова итальянский танк, заведомо уступавший своим возможным противникам, был заказан промышленности. На этот раз производство М 15/42 продолжалось недолго и прервалось после выпуска всего 82 машин. Все недостатки предыдущих конструкций были сохранены, начиная со слабой бронезащиты и кончая подвеской, делавшей танк тихоходным и весьма некомфортабельным. Большинство танков было направлено в Северную Африку, но почти все были потеряны к концу сражения за Тунис. Аналогичные шасси были использованы для куда более практичного штурмового орудия «Земовенте» М42М da 75/34 — строилась также «Земовенте» М42L da 75/25 со 105-мм (4,14-дм) гаубицей. Кроме «Земовенте» строилась командирская модификация М15/42, подобная линии «безбашенных» М13/40. Фактически итальянская промышленность отказалась от выпуска танков в пользу штурмовых орудий и истребителей танков, исключая разве что несколько опытных разработок, которые еще не были закончены ко времени оккупации Италии германскими войсками.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж 4 человека
Мощность двигателя 192 л.с. (143,23кВт)
Боевая масса 15,5 т (34 177 фнт)
Танкетка CV 33
Серия маленьких двухместных танкеток «Карден-Лойд», построенная в течение 1920-х годов, привлекла самое широкое внимание. Итальянская армия приобрела некоторое их количество и занялась разработкой собственного варианта. Первоначально СV 33 (Саrrо Veloce 1933) «Ансальдо» была вооружена одним 6,5-мм (0,26-дм) пулеметом. На серийных СV 33 его заменили спаренным 8-мм (0,32-дм) пулеметом. Несмотря на свои малые размеры, несущественную бронезащиту и слабое вооружение, СV 33 рассматривались в итальянской армии как боевые танки. Их использовали как универсальное шасси. Одной из основных модификаций стал так называемый «радиотанк» (командирский), сохранивший спаренный пулемет. Строился также самоходный огнемет, причем запас огнесмеси возился за танкеткой в двухколесной прицепке. Более рискованной модификацией был штурмовой мост, способный выдержать вес таких же танкеток — мост в разобранном виде доставлялся к препятствию танкеткой на прицепе, после чего собирался и надвигался на препятствие. Некоторое количество СV 33 было экспортировано в Венгрию, другие вышли в бой во время гражданской войны в Испании. СV 33 принимали участие также в агрессии против Эфиопии (Абиссинии). К моменту вступления Италии во Вторую мировую войну в 1940 г. СV 33 считались уже опасными для собственных экипажей, но использовались в греческой и албанской кампаниях, в начале боев в африканской пустыне, а некоторое количество даже приняло участие во вторжении в Советский Союз в 1941 г. После этого их вывели из состава войсковых частей.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж 2 человека
Мощность двигателя 43 л.с. (32 кВт)
Боевая масса 3 435 кг (7 574 фнт)
Максимальная скорость хода 42 км/ч (26,08 мили в час)
Запас хода 125 км (77,63 мили)
Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 3,16х1,4х1,28 м (10,37х4,59х4,2 фт)
Основное вооружение 2 х 8-мм (0,32-дм) пулемета
Толщина брони от 6 мм (0,24 дм) до 13,5 мм (0,53 дм)
Максимальная скорость хода 40 км/ч (24,84 мили в час)
Запас хода 220 км (136,62 мили)
Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 5,04х2,23х2,39 м (16,55х7,32х7,83 фт)
Основное вооружение 47-мм (1,85-дм) пушка
Толщина брони от 14 мм (0,55 дм) до 50 мм (1,97 )
Танк Carro Armato M13/40
1940 г. недостатки М11/39 стали очевидны, и было решено существенно доработать первоначальную конструкцию и изменить установку вооружения. Основное вооружение было усилено до 47-мм (1,85-дм) пушки и перенесено в увеличенную башню, а пулемет был перемещен в корпус. Большинство элементов силовой установки и ходовой части М11/39 сохранилось, включая дизельный двигатель, подвеску и опорные катки. Первый заказ на 1900 машин был выдан в 1940 г., а впоследствии увеличен до 1960. М13/40 значительно лучше соответствовал своим задачам, особенно с учетом высоких качеств итальянской 47-мм противотанковой пушки. Она давала высокую точность стрельбы и могла пробивать броню большинства британских танков на расстоянии, превосходящих эффективную дальность стрельбы их 2-фунтовых пушек. Первые экземпляры были готовы для использования в Северной Африке в декабре 1941 г. Опыт вскоре потребовал «тропического» исполнения фильтров двигателя и других агрегатов. Более поздняя модификация получила двигатель большей мощности и поднятое на единицу обозначение М14/41. Австралийские и британские части нередко использовали трофейные итальянские средние танки — одно время «на британской службе» было более 100 штук. Постепенно производство переключалось с танков на штурмовые орудия «Земовенте» М40 da 75 с установкой 75-мм (2,96-дм) пушек различной длины ствола в низкопрофильной рубке, напоминающей германскую серию Stug-III, а также командирские танки Carro Commando.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж 4 человека
Мощность двигателя 105 л.с.(78,33кВт),позднее 145 л.с.(108,17кВт)
Боевая масса 14,0 т (30 870 фнт)
Максимальная скорость хода 31,8 км/ч (19,75 мили в час)
Запас хода 200 км (124,2 мили)
Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 4,92х2,2х2,37 м (16,13х7,22х7,78 фт)
Основное вооружение 47-мм (1,85-дм) пушка
Толщина брони от 14 мм (0,55 дм) до 40 мм (1,58 дм).
Танк Carro Armato M11/39
М11/39 был разработан как танк поддержки пехоты. Прототип был собран в 1937 г., а к середине 1940 г. построены все 90 заказанных танков. М11/39 вооружался 37-мм (1,46-дм) пушкой, установленной с правой стороны в подбашенной рубке и имевшей ограниченный угол наведения, в то время как командир находился в маленькой смещенной к левому борту башне с пулеметом. В корпусе размещались наводчик (он же заряжающий) и механик-водитель. Некоторые особенности трансмиссии считались передовыми для того времени и сохранялись в последующих разработках. Другой новинкой, по тем временам, стал дизельный двигатель «Фиат». Однако подвеска была архаичного типа, а небольшие опорные катки и узкие гусеницы сильно снижали проходимость на набых грунтах. Конструкция корпуса и башни была полностью клепанной, а бронезащита, несмотря на роль танка поддержки пехоты, весьма скромной. К 1940 г. М11/39 был уже устаревшим, однако два танковых батальона направили в Ливию, как только там начались боевые действия. Они использовались в роли средних танков, для каковой совсем не годились, даже имея противником британские крейсерские танки. В бою же с более тяжелыми танками, такими как «Матильда» или «Валентайн», они просто не имели шансов. Многие были потеряны, а австралийские войска использовали примерно пять трофейных машин в ходе боев за Тобрук в январе 1941 г.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж 3 человека
Мощность двигателя 105 л.с. (78,36кВт)
Боевая масса 10,97 т (24 188 фнт)
Максимальная скорость хода 33 км/ч (20,49 мили в час)
Запас хода 200 км (124,2 мили)
Габариты (ДЛИНАхШИРИНАхВЫСОТА) 4,74х2,17х2,25 м (15,55х7,12х7,38 фт)
Основное вооружение 37-мм (1,46-дм) пушка
Толщина брони от 7 мм (0,28дм) до 30 мм (1,18дм)